Дидактические игры с использованием

деталей лего – конструктора.

«Чудесный мешочек»

Каждому ребенку дается не прозрачный мешочек, в котором находится несколько деталей конструктора. На столе перед ребенком лежат такие же детали. Педагог называет деталь, которую надо достать из мешочка. Ребенок сначала находит эту деталь перед собой на столе, а затем, не глядя в мешок, достает оттуда такую же.

Второй вариант игры- на столе перед ребенком нет деталей, педагог показывает всем деталь, которую надо найти.

Третий вариант – педагог, не показывая, только называет необходимую деталь.

Четвертый вариант - в мешочке находится собранная модель из нескольких деталей. Дети на ощупь определяют, из каких деталей собрана модель и в каком положении они находятся относительно друг друга, затем из деталей, находящихся у них на столе собирают такую же модель, подобную образцу.

«Собери модель»

Дети собирают модель под диктовку педагога. Используются предлог «на», наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперек».

«Что изменилось?»

Педагог собирает модель из 5-7 деталей, показывает ее детям в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель ребятам и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель, собранную из нескольких деталей, а затем убирает ее. Ребята собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Второй вариант - на меленькой плате педагог выстраивает кирпичики с соблюдением какой-либо закономерности. Дети старшего возраста в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют тоже на своих платах. Педагог подчеркивает для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце.

«Сориентируйся в пространстве»

Педагог раздает детям большие платы и наборы деталей конструктора. Затем диктует ребятам, куда выставить деталь определенной формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «центр платы», «середина правой стороны», «середина левой стороны», «середина верхней стороны», «середина нижней стороны», «над», «под», «слева от», справа от».

На большой плате дети составляют макеты учебной, спальной, кухонной комнат, причем для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчета, не совпадающая с позицией ребенка.  Если макет учебной комнаты составляется детьми в самом помещении, то макеты спальной и жилых комнат выполняются по памяти. Предварительно педагог договаривается с детьми о том, какие детали конструктора будут обозначать окна, двери и предметы мебели. (Например: окно, дверь, стол, шкаф…)

«Выполни симметрично»

Педагог раздает детям маленькие платы с набранной половиной узора, а они, должны, соблюдая симметрию набрать вторую половину узора.

На больших платах дети выкладывают вторые половины узора, первые половины выкладывает преподаватель. Можно изображать бабочек, цветы, жуков, ковры и т. д.

«Что лишние?»

Педагог показывает детям ряд деталей, выстроенных на большой плате, и просит определить лишний элемент. (по, форме, по размеру, по цвету, по высоте…). Для старшего возраста можно составлять ряды, в которых каждый элемент состоит из 2-3 деталей конструктора.

«Логические цепочки»

Педагог раздает детям большие платы с набранными последовательностями, в которых детали чередуются определенным образом (по форме, цвету, размеру, можно использовать признак поворота…), и ребята должны их продолжить.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать элементы, состоящие из 2 деталей конструктора с 1 признаком (по цвету, по форме, по положению…) и 2 признаками (цвет+ форма, форма + положение), другие более сложные логические последовательности.

Упражнение «Поиск недостающей фигуры»

Эти логико-математические задания представлены тремя горизонтальными и тремя вертикальными рядами фигур, собранными педагогом из деталей конструктора на больших платах и отличающихся одна от другой несколькими признаками. Каждому ребенку дается такая плата с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку (по форме, по цвету, по размеру, по расположению). Затем постепенно задания усложняются (по форме, по сдвигу, цвет + положение, форма + цвет + размер…). Для успешного поиска недостающей фигуры необходимо развивать у детей умение обобщать ряд фигур по выделенным признака, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с другим.

Упражнение «Составь человечка»

Составляются 3 горизонтальных и 3 вертикальных ряда человечков, и надо угадать фигуру последнего, девятого человечка. Выделяются четыре признака: голова, туловище, головной убор, ботинки.

Упражнение «Светофор»

Преподаватель раздает детям платы и кирпичики трех цветов и предлагает посоревноваться – кто больше составит различных светофоров, т.е. требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зеленого цветов стояли в различном порядке. После выявления победителя преподаватель демонстрирует плату с шестью комбинациями светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.

Упражнение «Составь флаги»

Педагог раздает большие платы и кирпичики двух-трех цветов и просит составить все возможные варианты флагов из этих деталей.

Упражнения «Множества»

Педагог раздает детям наборы деталей и большие платы, на которой выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали. Или дети сами должны найти свой вариант множества и объяснить выделенный признак. (по цвету, форме…)

Литература: Комарова Л.Г. «Строим из LEGO». – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001Г. – 88с.: ил.