Физическое воспитание дошкольников с помощью игр

 

       В течение всего года важно использовать подвижные игры с элементами соревнования, а также несложные игры-эстафеты, основанные на хорошо усвоенных детьми движениях.
       Примеры сочетания игр и упражнений: 1) подвижная игра «Не оставайся на земле», прыжки с разбега в высоту, игра «Найди и промолчи»; 2) катание с горы на санках, эстафета с санками.

       Время для начала коллективных упражнений и подвижных игр воспитатель выбирает сам, исходя из объективных условий данного дня. Если перед прогулкой у детей были занятия, требующие длительного сосредоточенного внимания, то сначала надо дать им возможность поиграть самостоятельно и лишь через некоторое время провести намеченные в этот день физические упражнения и подвижные игры, которые следует сочетать с творческими играми. Если дети развернули интересную творческую игру, нецелесообразно прерывать ее, надо найти более подходящий момент для организованных групповых подвижных игр и физических упражнений.

      Воспитателю необходимо заранее продумывать и четко представлять себе конкретные варианты усложнения упражнений, правил подвижных игр, требований к их выполнению в соответствии с подготовленностью детей своей группы.

     Необходимо создавать хорошую дружескую атмосферу, которая располагала бы детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, проявлению инициативы, выдумки, вызывала бы желание выполнить задание лучше. Важно учитывать индивидуальные особенности детей: вовремя подбодрить слабо подготовленного ребенка, похвалить за хорошо выполненное задание, остановить легко возбудимого и т. д.

     Объяснение новой игры детям шестого года жизни дается до ее начала. Воспитатель должен четко, немногословно объяснить содержание и правила игры, показать, где должны разместиться играющие, в каких пределах площадки можно действовать. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети представили весь ход игры. Если они что-то не запомнили, даются указания, пояснения в ходе игры.

     О содержании хорошо знакомой игры воспитатель предлагает рассказать самим детям, при этом он подчеркивает основные моменты, связанные с выполнением движений и правил.

     Распределение ролей в играх проходит по-разному. Иногда дети сами хотят, чтобы «ловишкой» был наиболее ловкий из ребят и назначают его. Но надо так организовать игру, чтобы на ответственных ролях побывали все дети. Для этого используются считалки, назначение воспитателя, вытягивание жребия и другие приемы.

     В играх старших дошкольников следует стремиться к тому, чтобы ответственная роль выполнялась с преодолением определенных трудностей. Для этого надо давать более сложные задания, например, поймать не одного, а двух-трех детей или «осалить» детей мячом с большого расстояния, перепрыгнуть «ров» с разбега и т. п. Дети этого возраста с большим удовольствием играют, если содержатся сложные задания.

     Воспитатель не всегда участвует в игре непосредственно, чаще он внимательно наблюдает за играющими и делает указания. Однако и старшие дошкольники любят, если воспитатель активно участвует в игре. Это следует делать периодически.

    Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель по- разному оценивает их действия. Одних — подбадривает за проявленную решительность, другим — напоминает правила игры, третьих — стимулирует к активной деятельности.

    Воспитатель наблюдает за состоянием детей в игре. Оно может меняться в зависимости от физической нагрузки, поэтому необходимо чередовать активные действия и отдых, вовремя переключать детей на другую игру.

     По окончании подвижной игры или физических упражнений с детьми целесообразно поговорить о результатах, о том, как они играли. Сделать это надо в непринужденной беседе и не обязательно сразу после проведения игры.